Неукротимый
Jun. 1st, 2021 08:44 amТак переводился с турецкого языка псевдоним Джугашвили - Коба - до того, как тот стал Сталиным. Некоторые жалуются на засилье кавказцев в управленческих верхах СССР, забывая о том, что в свое время фонтанирующая нефтяная отрасль Баку была самым главным центром нещадной капиталистической эксплуатации работников. Там был неустроенный быт, плохое управление и рабочие смены по 14 часов. Туда шли большие инвестиции, свозилась рабочая сила в большом количестве - как результат бакинская нефть успешно конкурировала с пенсильванской во всем мире, вытесняя последнюю аж из Сингапура. Соответственно эта местность, протянувшаяся до Батума с его экспортными терминалами, стала отличным местом для анархистского и социал-демократического нереста. Первые большевистские кадры ковались в мазутных лужах со славянами Калининым и Ворошиловым в их числе. Секретная типография "Нина" в Баку получала из Европы оттиски и оборудование через Персию и снабжала революционной литературой всю Россию. Коба был арестован в 1901 за организацию забастовок в Батуме, что нарушило поставки российской нефти за рубеж и привело к финансовым неурядицам парижских Ротшильдов. В 1903 весь юг Империи сотрясла одна большая стачка, начавшаяся в Баку. Поэтому не стоит удивляться, что через 40 лет в ЦК ВКПб будет полным полно Берий и Кавтарадзе.
no subject
Date: 2021-06-01 07:17 pm (UTC)В районе Баку развивалось собственное производство нефтяного оборудования. Станки доставлялись из США, а цеха работали по американским методам. Это приносило большую экономию времени и средств [Серебровский, 1929, с. 18]. Командировки в США превратились в основную форму изучения передового опыта в бурении. Важнейшей для «Азнефти» стала длительная поездка за океан в 1924 г. самого Серебровского. Он познакомился с основателем компании Standard Oil Дж. Д. Рокфеллером-старшим и договорился о сотрудничестве. За широкие планы развития нефтяной индустрии в СССР Серебровского прозвали в Америке «Советским Рокфеллером» [Косторниченко, 2004, с. 178]. Он провел успешные переговоры о поставках оборудования в кредит за счет будущих прибылей «Азнефти», получил разрешение изучить на местах систему нефтедобычи и выступил с докладом на Международном конгрессе нефтяников в г. Тулса (штат Оклахома, США) — о советской нефтяной промышленности, которой предсказывал большое будущее.
«Советский Рокфеллер» досконально изучил нефтепромыслы в ряде штатов и дал подробное описание различных приемов, техники и всех видов работ, приложив массу чертежей, рисунков и фотографий [Серебровский, 1925, с. 3–320].
Свои знания он добывал не только как наблюдатель, а подобно молодому Петру I, учившемуся строить корабли в Голландии, трудился как рядовой рабочий. Он тщательно изучил и вспомогательные устройства, использование на американских промыслах простых и дешевых паровых машин, описал устройство и принципы применения перевозных станков для разведочных работ, аппаратуру для утилизации газа и т. д.
Одна из частей книги А. П. Серебровского называлась «Американские принципы в применении к практике „Азнефти“» [Серебровский, 1925, с. 323–423]. В ней была изложена суть стоявших перед советскими нефтяниками задач: «Нужно так строить наше производство, чтобы при полной нагрузке наших промыслов и заводов мы имели бы продукты очень хорошего качества при самой низкой себестоимости их. Поэтому нам нужно ввести в нашу советскую практику самые новые технические приемы Америки, значительно удешевляющие бурение, добычу и нефтеперегонку. Нам нужно поставить лучшие американские бурильные станки, глубинные насосы, газолиновые заводы, добывающие бензин из естественного газа, нефтеперегонные заводы, нефтепроводы и газопроводы, построенные по самым лучшим американским образцам. Все это сделать нужно, несмотря на какие бы то ни было затруднения финансового характера» [Серебровский, 1925, с. 323–326].
Чтобы такой широкий комплекс нововведений был осуществлен, входящие в систему «Азнефти» предприятия должны сами, без распоряжений свыше, заказывать нужную технику, улучшать свою работу, удешевлять продукцию. Для этого, как подчеркивал Серебровский, необходимо соблюдение трех принципов: самостоятельности предприятий, действительного, а не на бумаге, хозрасчета, и хорошей организации. Первые два появились при НЭПе. Третий принцип не нужно было изобретать, ибо он имелся к тому времени в Америке. Иногда путая понятия «организация» и «управление», Серебровский утверждал, что от них не в меньшей степени, чем от хорошего оборудования, зависит успех производства. Приемам же управления можно обучиться — как, например, математике или инженерному делу. <...>
«Американцы далеко не дураки. Если бы централизованная форма управления давала им какие-либо выгоды, они за нее ухватились бы. Однако они этого не делают; они переносят центр тяжести на низовые компании, на промысел, на завод, в мастерскую. Там бешено работают на местах управляющие и инженеры. А почему? Потому, что они не могут иначе. Они отвечают за порученное им дело, они заинтересованы в том, чтобы дело шло вперед и давало доход... Вот назначением людей, их поощрением, всяческой им помощью и занимается центр в Америке. Вертятся же все промысловые колесики сами, их не нужно заводить с утра, не нужно подталкивать. Они не остановятся, потому что они сами себя заводят и сами себя смазывают: они управляют делом, они за него отвечают» [Серебровский, 1925, с. 329–330] <...>
Директиву первой пятилетки резко увеличить, при минимуме затрат, получение нефти в старом промысловом районе близ Баку и Грозного удалось реализовать за счет выработки наиболее богатых «фонтанных» пластов. Подобный хищнический способ ведет, как известно, к снижению всей последующей добычи нефти, даже если запасы ее не исчерпаны. Доля фонтанной нефти дошла до 47,5% в 1930 г., но уже через два года снизилась до 24,3%, а в районе Грозного катастрофически упала — с 81 до 18%. В первую пятилетку излишки «черного золота» приходилось сливать в ямы, а в начале второй пятилетки перепроизводство сменилось острой нехваткой нефтепродуктов для народнохозяйственных нужд и даже для наполнения нефтяного транспорта [Иголкин, 2005, с. 138–140]. Выправить ситуацию за счет новых месторождений было невозможно, так как их освоение только начиналось, и перед Великой Отечественной войной Баку и Грозный все еще давали свыше 90% нефти. Следует отметить, что в ее переработке произошел позитивный сдвиг: крекинг-заводы американской фирмы Winkler-Koch выиграли конкурс и стали основным типом нефтеперерабатывающего завода в СССР до 50%х гг. XX в. Построенные с американской технической помощью, они в конце первой — начале второй пятилетки перерабатывали 85% нефти и до 1941 г. появились за пределами старого нефтяного района — в Бердянске, Константиново, Херсоне, Хабаровске, Ярославле.
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-opyta-ssha-v-rekonstruktsii-sovetskoy-neftyanoy-promyshlennosti-v-1920-30-e-gg
Разбогатевший на строительстве советских крегинг-заводов Фред Кох из фирмы фирмы Winkler-Koch позже ударился в параноидальный антикоммунизм.
In 1958, Fred Koch became one of the original members of the John Birch Society, the arch-conservative group known, in part, for a highly skeptical view of governance and for spreading fears of a Communist takeover. Members considered President Dwight D. Eisenhower to be a Communist agent. In a self-published broadside, Koch claimed that “the Communists have infiltrated both the Democrat and Republican Parties.” He wrote admiringly of Benito Mussolini’s suppression of Communists in Italy, and disparagingly of the American civil-rights movement. “The colored man looms large in the Communist plan to take over America,” he warned. Welfare was a secret plot to attract rural blacks to cities, where they would foment “a vicious race war.” In a 1963 speech that prefigures the Tea Party’s talk of a secret socialist plot, Koch predicted that Communists would “infiltrate the highest offices of government in the U.S. until the President is a Communist, unknown to the rest of us.”
https://www.newyorker.com/magazine/2010/08/30/covert-operations
Как рассказывал Кох, неизгладимое впечатление на него произвел приставленный к нему в СССР старый большевик Лившиц.
In the months I traveled with him he gave me a liberal education in Communist techniques and methods. He told me how the Communists were going to infiltrate the U.S.A. in the schools, universities, churches, labor unions, government, armed forces, and to use his words, "Make you rotten to the core." I believe that due to his American experience he was one of the original architects of the Communist plan of subversion of the U.S.A.
My associate and I pulled him from under an overturned car in Tiflis, and he was amazed. "Why did you save my life?" he said. "We are enemies. I would not have saved yours. Perhaps when the revolution comes to the U.S.A., and I return there, I will spare your lives." He told me that if his own mother stood in the way of the revolution he would strangle her with his bare hands. This is the mark of a hard-core Communist. They will do anything--anything. Looking back over a span of thirty years it looks like Livshitz's plan of subversion is succeeding, but he is not around to see it, as Stalin liquidated him, along with Zinoviev, Kamenev, and other old Bolsheviks, in 1936.
http://survivorbb.rapeutation.com/viewtopic.php?f=22&t=1965
Сыновья Коха не только приумножили его состояние, став одними из самых богатых американцев (ныне на 15 месте с $45 миллиардами на каждого), но и продолжили борьбу с воображаемым всемирным заговором, создав собственный заговор в виде разветвленной сети политических организаций. По влиянию на американскую политику семейство Кохов не имеет равных.
no subject
Date: 2021-06-02 03:27 am (UTC)Рокфеллер в свое время пытался централизовать добычу, но отказался от этой невозможной задачи. В районе Ойл Крик в Пенсильвании работало 16,000 компаний по добычи. Там был, выражаясь языком владельца Стандарт Ойл, хаос конкуренции. Ему оказалось легче закупорить этот хаос транспортной монополией по вывозу.
>> за счет выработки наиболее богатых «фонтанных» пластов. Подобный хищнический способ ведет, как известно, к снижению всей последующей добычи нефти, даже если запасы ее не исчерпаны.
Это последствие хаоса на уровне низовых компаний. Сотня компаний толпится на пятачке земли и пытается успеть первой выкачать пласт любой ценой. О последствиях никто не думает. Лучше, действительно, выдавать одну лицензию одной компании на большом участке.
>> По влиянию на американскую политику семейство Кохов не имеет равных.
Да, эти братья мне знакомы. Интересно было узнать, что у их династии, как и у Браудера, имелись советские эпизоды.