Кудрин докладывает
Apr. 19th, 2017 01:57 pmКомментируя доклад Капелюшного, я беспечно и бездоказательно допустил, что Кудрин выполняет роль «серого экономического кардинала» при нашем кровь от плоти родном правительстве, и тогда же я признался, что ничего написанное вывшим министром финансов я не читал. Тогда как анализ (хронологический и смысловой) его высказываний позволил бы больше понять, какие приоритеты на самом деле заставляют власть придержащих морщить свои лбы. Сегодня попался на глаза текст его выступления в МГИМО от 31 марта 2017 года. Ниже ссылка и несколько моих размышлений.
http://makipi.livejournal.com/14094.html
Если мы не сможем быть равноправным участником международной конкуренции в технологиях, то не удержим потенциал, сопоставимый с ведущими державами, включая военную сферу.
Во-первых, на ум приходит Сталин со своими пятилетками и «нас раздавят». Психологически это 1928 год, что ли? Во-вторых, какой смысл Кудрин вкладывает в слово «потенциал»? Это ВВП или нечто меньшее? Я сам грешу этим словом и под ним по-аматёрски понимаю «совокупность производительных сил (т.е. производящих прибыль), постоянно затрачивающих часть своей прибыли на полную компенсацию амортизации». Если смотреть иначе, то потенциал он на то и потенциал, чтобы реализовываться в будущем, а не сейчас. Сколиозные детишки за партами, учебные станки в ПТУ-колледжах, ПСС Ленина в институтских библиотеках – это, несомненно, часть потенциала. «Человеческий капитал» - модная нынче фраза в устах наших соцэкономистов (мы вас очень ценим, товарищи-граждане, умненькие вы наши, хотя каждому второму из вас мы платим не больше 25 т.р., а то и куда меньше). К образованию прилагается материальная часть. Всё это может простаивать частично до поры до времени в нафталине (как это было в 90-х годах) и по-прежнему считаться потенциалом. Если же экономическая машина уже крутится на полную катушку и дает стопроцентный выпуск, то какой же это потенциал? Это напряжение всех имеющихся сил [с английского potential – потенциал, напряжение].
К нулевым годам большая часть советских предприятий устарела, сгнила, была демонтирована. Советский потенциал, частью представленный ленд-лизовским и немецким станочным парком 30-х годов, почил в бозе. Нефтянку пришлось отдавать в частные руки, ибо советское государство уже доинвестировалось в эту отрасль до затяжного падения добычи (если брать по уже разрабатываемым скважинам, а не все скважины в совокупности с учетом добавляемых новых типа Тенгиза). Самой современной отраслью в стране осталась газодобыча с инвестициями, сделанные в 70-80 года да несколько ВПК предприятий, рачито оставленных в государственной собственности. Легкая промышленность, торговля, овощные базы начали свою жизнь с чистого листа. Экономика существенного перестроилась за 25 лет. Потенциал, который Кудрин призывает сохранить, сменился. Произошло смещение с обрабатывающего производства к сектору услуг. Уже больше народа работает в торговле и логистике, чем на классических тяжелых предприятиях. И те и другие были существенно модернизированы. Наши современные супермаркеты смотрят на советские овощные базы как на гумус, и это презрительное отношение вполне заслужено. Производительность в обрабатывающей промышленности существенно выросла, что указывает на новый станочный парк и обновление умений работников. [успешная частная нефтянка и наши пост-ЮКОСовские чиновники, всем сердцем прикипевшие к ней, - это феномен, который следует рассматривать отдельно, так как она очень сильно перекорёживает страну, ИМХО, подобно тому, как Луна влияет на приливы на Земле]. Экономика прошла через схожий процесс, что произошел в Штатах в 70-е года, с 20-30 летним опозданием – ликвидация крупных классических тяжелых производств, их дробление и банкротство, развитие сектора услуг, и успешно создала новый потенциал. То есть, бороться надо сейчас не за тонны стали и угля, не за сталинско-брежневские количественные пятилетки, а, не знаю, допустим, за глубину потребительского рынка, за пищевую отрасль, за парикмахерские эконом-класса, за многочисленные грузовики MANN «Магнита» с краснодарскими шоферами, получающими 18,000 рублей в месяц.
И что интересно, Кудрин связывает «потенциал» с «международной конкуренцией в технологиях», а не со всем выше перечисленным. Станки у нас швейцарские и китайские с ЧПУ, торговля и логистика выстроена по западным лекалам. Наших технологий там максимум вакуумная упаковка для майонеза новой формы. Сектору услуг и сельскому хозяйству он предлагает создавать новые технологии, чтобы толкаться локтями на мировых рынках? Если бы Кудрин ограничился только «международной конкуренцией», то я бы его прекрасно понял. Конкуренция отрезвляет и заставляет сжиматься сфинктер – это хорошо. Но «конкуренция в технологиях» - это выше моего понимания. Я бы понял еще «гонку за новыми технологиями». То есть, если мы попали в «ловушку среднего дохода», то единственное, что нас спасет – это инвестиции, новые технологии и переобучение персонала. И нечего тогда стыдиться покупать станки и технологии за рубежом – идет погоня за временем, производительность труда должна расти. Но молиться на то, что эти технологии мы придумаем сами? Сотня опорных ВУЗов, оторванных от рынка, с радостью проедят выданные миллиарды по линии МИНОБРа. Они уже наплодили и продолжают выпускать специалистов, 80% которых не востребованы рынком. РАН, ФГУПы и научные КБ работают с тем же КПД, тут к бабке не ходи. А любой крупный предприниматель, который по идее должен вкладывать свои средства в свой собственный НИОКР, понимает, что много денег, как и многие знания, умножает печали и привлекает чиновников-силовиков, ревностно следящими за тем, чтобы баланс сил в нашем сословном царстве-государстве не изменился. Ходорковские должны знать свое место, не стать им Карнеги и Рокфеллерами, не изобрести им вертикально-интегрированную систему потогонной системы труда.
В общем, думается мне, что это всего лишь небрежно сформулированная фраза, бездумно слепленная из готовых шаблонов для чтения лекции перед сопливыми первокурсниками в МГИМО. Для них всё это откровение. Они так и так многое подчерпнут из этого выступления. Но всё же печально, что бывший министр финансов, идеолог либералов, так сказать, не выверяет свои высказывания. Это может указывать на отсутствие у него программы, понимание того, как нужно подталкивать экономический рост в стране. Далее в тексте будет еще несколько примеров, указывающих на эту небрежность:
Многие после кризиса 2008-2009 года уже сделали для себя выводы, что тогда накопились глобальные дисбалансы у отдельных компаний в виде долгов ряда стран.
Это что такие за компании, которые копят у себя в активах долги государств? Кудрин имел в виду банки?
Не секрет, что крупные ТНК, базируясь в разных странах, крайне эффективно скрывают свой баланс от государственных регуляторов, поэтому теперь одной из мер является непрерывный мониторинг госкорпораций с обобщением всех данных по ним, для понимания – насколько те являются устойчивыми.
Как первая часть предложения связана со второй? И что такое «баланс»? Дебет и кредит? Налогооблагаемые доходы?
Неустойчивая компания по идее должна обанкротится. Это естественный и здоровый процесс. Тем более, если рухнет ТНК, это только обрадует государственников, которые еще с 90-х стонали по поводу того, что ТНК не во всём подотчетна национальным государственных органам, пугали новым «мировым правительством» и «заговором ТНК».
Нас должен интересовать курс не номинальный – тот, что на экранах, а реальный, то есть взвешенный с учётом инфляции. Ещё один показатель - реально эффективный курс. Это взвешенный объем торговли и изменение курса со всеми странами.
«Реальный» это и есть «эффективный». Это не «еще один показатель».
С 2000 по 2010 год мы экспортировали в страну продукции с 60 миллиардов долларов в начале нулевых до 350 миллиардов в конце нулевых. Одна из причин - нефть. У нас большой приток валюты обеспечивал укрепления рубля
В страну мы «импортировали», а не «экспортировали». Оговорился, с кем не бывает.
И напоследок прокомментирую следующую цитату:
В этом плане Советский Союз имел систему развития внутри командной экономики. Мы же создали рыночную, но не перезапустили механизм.
Оказывается, по-Кудрину, мало создать рыночную экономику. Будильник рыночной экономики должОн внутре себя иметь механический завод развития. Сам по себе рынок не создает стимулов для развития – утверждает Кудрин. Непростительно ретроградно для либерала. И опять в памяти всплывает 1928 год, конец НЭПа и провозглашение коллективизации с первой пятилеткой.
Итого: ничего не сказано про рынок труда и демографию; упор на технологии и конкуренцию; внутренний спрос рост более не поддерживает. Будет ли поддерживать в будущем? Нет. Теперь будем производить нечто на экспорт. Работникам РФ учиться и работать и не надеяться на то, что уровень их потребления будет так же увеличиваться как в нулевые.
http://makipi.livejournal.com/14094.html
Во-первых, на ум приходит Сталин со своими пятилетками и «нас раздавят». Психологически это 1928 год, что ли? Во-вторых, какой смысл Кудрин вкладывает в слово «потенциал»? Это ВВП или нечто меньшее? Я сам грешу этим словом и под ним по-аматёрски понимаю «совокупность производительных сил (т.е. производящих прибыль), постоянно затрачивающих часть своей прибыли на полную компенсацию амортизации». Если смотреть иначе, то потенциал он на то и потенциал, чтобы реализовываться в будущем, а не сейчас. Сколиозные детишки за партами, учебные станки в ПТУ-колледжах, ПСС Ленина в институтских библиотеках – это, несомненно, часть потенциала. «Человеческий капитал» - модная нынче фраза в устах наших соцэкономистов (мы вас очень ценим, товарищи-граждане, умненькие вы наши, хотя каждому второму из вас мы платим не больше 25 т.р., а то и куда меньше). К образованию прилагается материальная часть. Всё это может простаивать частично до поры до времени в нафталине (как это было в 90-х годах) и по-прежнему считаться потенциалом. Если же экономическая машина уже крутится на полную катушку и дает стопроцентный выпуск, то какой же это потенциал? Это напряжение всех имеющихся сил [с английского potential – потенциал, напряжение].
К нулевым годам большая часть советских предприятий устарела, сгнила, была демонтирована. Советский потенциал, частью представленный ленд-лизовским и немецким станочным парком 30-х годов, почил в бозе. Нефтянку пришлось отдавать в частные руки, ибо советское государство уже доинвестировалось в эту отрасль до затяжного падения добычи (если брать по уже разрабатываемым скважинам, а не все скважины в совокупности с учетом добавляемых новых типа Тенгиза). Самой современной отраслью в стране осталась газодобыча с инвестициями, сделанные в 70-80 года да несколько ВПК предприятий, рачито оставленных в государственной собственности. Легкая промышленность, торговля, овощные базы начали свою жизнь с чистого листа. Экономика существенного перестроилась за 25 лет. Потенциал, который Кудрин призывает сохранить, сменился. Произошло смещение с обрабатывающего производства к сектору услуг. Уже больше народа работает в торговле и логистике, чем на классических тяжелых предприятиях. И те и другие были существенно модернизированы. Наши современные супермаркеты смотрят на советские овощные базы как на гумус, и это презрительное отношение вполне заслужено. Производительность в обрабатывающей промышленности существенно выросла, что указывает на новый станочный парк и обновление умений работников. [успешная частная нефтянка и наши пост-ЮКОСовские чиновники, всем сердцем прикипевшие к ней, - это феномен, который следует рассматривать отдельно, так как она очень сильно перекорёживает страну, ИМХО, подобно тому, как Луна влияет на приливы на Земле]. Экономика прошла через схожий процесс, что произошел в Штатах в 70-е года, с 20-30 летним опозданием – ликвидация крупных классических тяжелых производств, их дробление и банкротство, развитие сектора услуг, и успешно создала новый потенциал. То есть, бороться надо сейчас не за тонны стали и угля, не за сталинско-брежневские количественные пятилетки, а, не знаю, допустим, за глубину потребительского рынка, за пищевую отрасль, за парикмахерские эконом-класса, за многочисленные грузовики MANN «Магнита» с краснодарскими шоферами, получающими 18,000 рублей в месяц.
И что интересно, Кудрин связывает «потенциал» с «международной конкуренцией в технологиях», а не со всем выше перечисленным. Станки у нас швейцарские и китайские с ЧПУ, торговля и логистика выстроена по западным лекалам. Наших технологий там максимум вакуумная упаковка для майонеза новой формы. Сектору услуг и сельскому хозяйству он предлагает создавать новые технологии, чтобы толкаться локтями на мировых рынках? Если бы Кудрин ограничился только «международной конкуренцией», то я бы его прекрасно понял. Конкуренция отрезвляет и заставляет сжиматься сфинктер – это хорошо. Но «конкуренция в технологиях» - это выше моего понимания. Я бы понял еще «гонку за новыми технологиями». То есть, если мы попали в «ловушку среднего дохода», то единственное, что нас спасет – это инвестиции, новые технологии и переобучение персонала. И нечего тогда стыдиться покупать станки и технологии за рубежом – идет погоня за временем, производительность труда должна расти. Но молиться на то, что эти технологии мы придумаем сами? Сотня опорных ВУЗов, оторванных от рынка, с радостью проедят выданные миллиарды по линии МИНОБРа. Они уже наплодили и продолжают выпускать специалистов, 80% которых не востребованы рынком. РАН, ФГУПы и научные КБ работают с тем же КПД, тут к бабке не ходи. А любой крупный предприниматель, который по идее должен вкладывать свои средства в свой собственный НИОКР, понимает, что много денег, как и многие знания, умножает печали и привлекает чиновников-силовиков, ревностно следящими за тем, чтобы баланс сил в нашем сословном царстве-государстве не изменился. Ходорковские должны знать свое место, не стать им Карнеги и Рокфеллерами, не изобрести им вертикально-интегрированную систему потогонной системы труда.
В общем, думается мне, что это всего лишь небрежно сформулированная фраза, бездумно слепленная из готовых шаблонов для чтения лекции перед сопливыми первокурсниками в МГИМО. Для них всё это откровение. Они так и так многое подчерпнут из этого выступления. Но всё же печально, что бывший министр финансов, идеолог либералов, так сказать, не выверяет свои высказывания. Это может указывать на отсутствие у него программы, понимание того, как нужно подталкивать экономический рост в стране. Далее в тексте будет еще несколько примеров, указывающих на эту небрежность:
Это что такие за компании, которые копят у себя в активах долги государств? Кудрин имел в виду банки?
Не секрет, что крупные ТНК, базируясь в разных странах, крайне эффективно скрывают свой баланс от государственных регуляторов, поэтому теперь одной из мер является непрерывный мониторинг госкорпораций с обобщением всех данных по ним, для понимания – насколько те являются устойчивыми.
Как первая часть предложения связана со второй? И что такое «баланс»? Дебет и кредит? Налогооблагаемые доходы?
Неустойчивая компания по идее должна обанкротится. Это естественный и здоровый процесс. Тем более, если рухнет ТНК, это только обрадует государственников, которые еще с 90-х стонали по поводу того, что ТНК не во всём подотчетна национальным государственных органам, пугали новым «мировым правительством» и «заговором ТНК».
«Реальный» это и есть «эффективный». Это не «еще один показатель».
В страну мы «импортировали», а не «экспортировали». Оговорился, с кем не бывает.
И напоследок прокомментирую следующую цитату:
Оказывается, по-Кудрину, мало создать рыночную экономику. Будильник рыночной экономики должОн внутре себя иметь механический завод развития. Сам по себе рынок не создает стимулов для развития – утверждает Кудрин. Непростительно ретроградно для либерала. И опять в памяти всплывает 1928 год, конец НЭПа и провозглашение коллективизации с первой пятилеткой.
Итого: ничего не сказано про рынок труда и демографию; упор на технологии и конкуренцию; внутренний спрос рост более не поддерживает. Будет ли поддерживать в будущем? Нет. Теперь будем производить нечто на экспорт. Работникам РФ учиться и работать и не надеяться на то, что уровень их потребления будет так же увеличиваться как в нулевые.
тогда добавлю еще
Date: 2017-04-20 10:15 am (UTC)